Я считаю, что прежде всего для расстановки требуется определенное состояние. Это состояние можно описать как сосредоточенность и решимость иметь дело с определенной темой. Тема должна быть важной для клиента — чем она важнее, тем глубже может открыться к ней семейная система. Однако тема не должна быть чрезмерно, «зашкаливающе» важной — чтобы клиент был в состоянии сохранять присутствие в процессе расстановки, не падал бы в шок, в истерику и в обморок.

    Если же тема не важна (например, когда расстановку заказывают из любопытства, или потому что есть такая возможность, или потому что «все делают»), а расстановщик по каким-то своим причинам соглашается такую расстановку сделать, то возможны следующие варианты.

    Первый — в расстановке не будет энергии. Ничего не придет в движение. Или же движение будет легким и простым, не наполненным энергией, и расстановка быстро придет к «хорошему решению», оставшись совершенно «пустой» по сути. Иными словами, не произойдет движения вглубь. То же самое может случиться, если клиент и/или расстановщик по каким-то причинам не готов иметь дело с данной темой.

    Второй — система проявит что-то очень значимое и глубокое. Дело в том, что семейная система, как показывает практика, очень склонна вступать в контакт со своими членами. Она почему-то очень хочет, чтобы что-то важное проявилось, и использует для этого почти любую возможность. Однако поскольку клиент не настроен на глубокий контакт с Большим, это сообщение системы его не затронет, не найдет отклика. Это тот самый случай, когда сделанная расстановка оказывается важной и полезной для всех участников группы — кроме самого клиента, для которого она была предназначена. И это, конечно же, очень жалко: шанс оказывается упущен, а следующую расстановку имеет смысл делать не раньше, чем спустя несколько месяцев.

    По словам Штефана Хаузнера, «серьезный недостаток системных расстановок состоит в том, что они всегда показывают что-то очень важное независимо от того, каким был запрос». И по моему мнению, профессионализм расстановщика состоит именно в умении соединить потребность и запрос клиента с той областью, где доступ к системе возможен и наиболее эффективен.

    Третий вариант — «счастливое совпадение». Расстановка, начавшаяся по незначительному и неважному запросу, «выруливает» на очень глубокую и важную тему, и клиент понимает, что это — именно то, с чем он всегда хотел встретиться. Да, время от времени бывает и так. И особенно часто это происходит у людей, которые не просто пришли, чтобы «сделать свою расстановку», а глубоко интересуются и самим феноменом расстановок, и тем, что происходит в расстановочных группах. Именно поэтому моя многолетняя практика показывает, что самые красивые и глубокие работы получаются с теми, кто делает свои расстановки очень редко, но при этом много участвует в расстановочных группах в качестве заместителя или наблюдателя.

    «Правильное состояние» для расстановки может возникнуть само собой в ходе группы вследствие резонанса с историями других участников. Или к нему можно прийти в результате беседы с ведущим (и это еще один показатель профессионализма расстановщика). При этом лично для меня практически неважно, как именно клиент формулирует свой запрос, и формулирует ли его вообще. «Правильного состояния», то есть серьезного намерения встретиться с какой-то важной темой в своей жизни для меня вполне достаточно. В этом случае расстановки иногда случаются «сами собой» — например, при беседе за чаем или во время сессии Ошо ребалансинга.

    И есть еще одна веская причина, по которой я не склонен требовать от клиента «точной формулировки запроса». Дело в том, что клиент видит свою проблему как бы изнутри, находясь в ней. И поэтому его видение и описание проблемы принципиально не может быть правильным. Как говорил Берт Хеллингер, «Правильное описание проблемы — это уже ее решение. Если бы клиент мог правильно описать свою проблему, она бы уже решилась». Поэтому проблема, с которой человек приходит на расстановку — это прежде всего хорошая стартовая точка, с которой мы с ним можем начать поиск наилучшего контакта с его семейной системой.

    Вот почему тем людям, которые собираются прийти на расстановочную группу ко мне, я обычно говорю: «Не заботьтесь о том, чтобы сформулировать запрос. Просто будьте готовы встретиться с чем-то очень важным, новым и неожиданным, может быть, даже пугающим. Будьте готовы пересмотреть какие-то важные для вас вещи — какими бы очевидными они вам ни казались. Если такая готовность у вас есть, о запросе можно не беспокоиться. Если такой готовности нет, просто приходите поучаствовать в группе. Участие в группе — это очень сильное переживание, очень глубокий опыт. В процессе группы вы почти наверняка поймете, что именно для вас важно. Ваш запрос прорастет и созреет сам собой».