Системное поле и его стремление к проявлению

Прежде всего, напомню, что системные (или семейные) расстановки — это техника, позволяющая установить контакт с энергетическим полем семейной системы. В «классических» расстановках в качестве приемников этого поля используются люди, обычно выбираемые из числа участников расстановочной группы — так называемые «заместители». Эти люди в процессе расстановки назначаются на роли некоторых членов чужой семейной системы и попадают в некое особое состояние «заместительского восприятия». Находясь в этом состоянии, человек каким-то таинственным и чудесным образом начинает ощущать связи, которые на очень глубоком уровне существуют между замещаемым им членом системы и другими его родственниками. Заместитель может испытывать отчетливые и иногда очень сильные эмоции по отношению к другим членам семейной системы, к нему даже может приходить информация о каких-то важных фактах из этой системы — например, в виде образов или просто прямого знания.

По моему ощущению, в некоторых семейных системах существует сильнейшее стремление к тому, чтобы некая важная, глубокая и тайная информация, хранимая системой, наконец-то проявилась бы, вышла на свет, раскрылась, чтобы нечто остановившееся вновь пришло бы в движение. Насколько я могу судить, такое проявление тайного и застывшего служит дальнейшему гармоничному развитию этих систем. И это стремление к проявлению как раз и лежит в основе метода системных расстановок. Более того, это стремление иногда бывает настолько сильным, что семейная система находит способы проявить себя и без формальных расстановок, без заместителей, готовых служить приемниками информации, поступающей из семейного поля. Примером такого проявления без живых заместителей, как раз и являются расстановки на фигурках, которые иначе называют расстановками с предметами, расстановками с куклами или расстановками с напольными якорями.

 

Что такое расстановки на фигурках?

Классическая расстановка с живыми заместителями обычно начинается с того, что клиент (а иногда и сам ведущий) расставляет заместителей в пространстве помещения, где проходит расстановка. При этом важно, чтобы он руководствовался прежде всего своими внутренними ощущениями — что-то внутри клиента подсказывает ему, какое место и направление являются правильными для данного члена семейной системы. В итоге образуется некая пространственная конфигурация из заместителей — структура, с которой затем начинает работать ведущий.

Если клиент или ведущий создает эту начальную конфигурацию в правильном состоянии — а именно, серьезно и сосредоточенно, оставаясь в состоянии сонастроенности со своим запросом и семейной системой, то получившаяся структура практически сразу же входит в резонанс с семейной системой клиента — заместители начинают чувствовать связи и эмоции, существущие между членами реальной семейной системы.

Удивительно, но такой же резонанс достигается и в случае, когда клиент расставляет не живых заместителей, а какие-то предметы, таким же образом символизирующие членов системы. Это могут быть стулья или листы бумаги, если расстановка с предметами проводится в пространстве целой комнаты. Или это могут быть маленькие куклы, чайные чашки, канцелярские принадлежности или любые небольшие предметы, если расстановка делается в уменьшенном виде — например, на столе. Удобно, если это такие фигурки или предметы, по которым можно понять, в каком направлении смотрит символизируемый ими человек.

И вот, с помощью такой пространственной структуры расстановщик и клиент, как и в классической расстановке, получают возможность ощутить связи, эмоции и чувства, действующие в семье клиента. Существенная разница однако состоит в том, что в классической расстановке информация о связях и чувствах чаще всего передается непосредственно ее участниками: ведущий может просто спросить у каждого из заместителей, что тот чувствует. В расстановках с предметами такой возможности нет. Поэтому в них используются свои особые методы считывания информации.

 

Считывание информации в расстановках с предметами

В расстановках, проводимых с крупными предметами в пространстве большого помещения, и в расстановках с маленькими фигурками на столе методы считывания информации из системного поля могут сильно отличаться. Поэтому рассмотрим эти виды расстановок по отдельности.

В расстановках с большими предметами, иначе называемых расстановками с напольными якорями, вполне можно использовать один из способов считывания поля, применяемых в классических расстановках. Из практики расстановок хорошо известно, что доступ к системной информации, чувствам и отношениям осуществляется, прежде всего, через место, на котором стоит заместитель. То есть, любой человек, встав на место, занимаемое заместителем в классической расстановке, в принципе, будет ощущать те же чувства, что и заместитель — конечно, с поправкой на собственные «слепые пятна», фильтры восприятия и индивидуальную чувствительность к определенным темам. Отсюда способ чтения энергии в расстановках с большими предметами: расстановщик просто поочередно встает на места, обозначенные листами бумаги или тапочками, или садится на стулья, и с этих мест считывает связи и эмоции соответствующих членов семейной системы. Иначе говоря, расстановщик последовательно становится заместителем для каждого из людей, представленных в расстановке.

В принципе, то же самое может сделать и клиент, для которого проводится расстановка. Однако при этом часто случается, что клиент считывает энергию поля в сильно искаженном виде. Вообще, для расстановок на предметах очень характерно, что расстановщик и клиент воспринимают расстановку по-разному — причины этого я попытался подробно разобрать в статье «Можно ли сделать расстановку самому себе?»

В расстановках с маленьками фигурками описанный выше способ, разумеется, применить не удастся. Правда, мне доводилось слышать, что кому-то бывает проще считывать энергию, если он прикасается пальцем к соответствующей фигурке, стоящей на столе в расстановке. Но лично у меня этот метод никогда толком не срабатывал.

Системная расстановка на фигурках может выглядеть, например, так...В расстановках с маленькими фигурками я чаще всего воспринимаю общую картину энергетического поля, в котором находятся фигурки. Подозреваю, что у каждого расстановщика имеется свой собственный способ восприятия энергии поля. Возможно, кто-то видит его как ауру, как некие образы или как-то еще… Лично у меня это больше похоже на прямое знание о том, какова здесь структура поля, какие связи соединяют людей, какие преграды их разделяют, на каком месте не хватает фигурки, важной для этой расстановки, в какую сторону стремятся повернуться некоторые из фигурок и т. д.

Здесь очень важно подчеркнуть, что такое знание приходит не в результате изучения типичных расстановочных конфигураций. В системных расстановках каждый случай уникален и информация должна каждый раз считываться из поля семейной системы. Если расстановщик в своих действиях следует не указаниям из системного поля, а, например, исходит из того, что подобные конфигурации в расстановках он уже когда-то видел, то даже если он в результате и сделает много полезного для клиента, это, тем не менее, не будет подлинной расстановочной работой. Существует очень много методов «где расставляют» —  если речь идет о работе с живыми заместителями, это, например, психодрама, семейная скульптура, магический театр; если говорить о работе с фигурками, это может быть куклотерапия, юнгианская песочница и т. д. Очень часто напольные якоря с успехом используют в НЛП. Главное отличие системных расстановок от всех других техник, имеющих дело с пространственной конфигурацией живых или неживых объектов, это именно наличие контакта с полем семейной или другой системы.

И отсюда главная сложность расстановочной работы вообще, и работы с фигурками — в особенности. Расстановщику очень важно научиться отличать свою интуицию и указания системного поля от собственных иллюзий и фантазий. Именно такая способность, на мой взгляд, превращает «просто» расстановщика в очень хорошего расстановщика. Впрочем, это умение является ключевым в любой энергетической практике — будь то Рэйки, чтение энергий, Ошо ребалансинг или что-то иное…

 

Начало расстановки на фигурках

Признаюсь, что лично я почему-то не очень люблю проводить расстановки с большими предметами. И это несмотря на то, что в «обычных» расстановках с живыми заместителями я использую предметы довольно часто. Стулья или подушки в классических расстановках хорошо помогают, когда не хватает живых заместителей, когда у нас нет разрешения вторгаться в определенные области семейной истории, или когда возникающая в расстановке фигура такова, что назначение ее роли живому заместителю может сильно сместить акценты и увести нас от темы, важной для клиента. Но в расстановках с большими предметами и без живых заместителей лично мне не хватает динамики. Кроме того, в них мне труднее воспринять сразу всю картину системного поля — а именно это для меня наиболее привлекательно в расстановках с фигурками: возможность видеть сразу все связи одновременно. Как бы то ни было, дальше я буду говорить только о расстановках с маленькими фигурками.

Как и классическая расстановка, расстановка на фигурках обычно начинается с поиска так называемой «точки входа» в семейную систему. В разговоре с клиентом я пытаюсь почувствовать ту тему, которая для него по-настоящему важна и актуальна и на которую он откликается телесно и эмоционально. Тут стоит заметить, что эта тема может сильно отличаться от того запроса, с которым приходит клиент. Первоначальный запрос, сформированный в уме клиента, часто не обладает энергией и силой, достаточной для получения доступа к его семейной системе. Именно поэтому разговор с клиентом очень важен: он помогает и мне, и ему почувствовать, ощутить на уровне тела и эмоций ту тему, которая сейчас наиболее значима и с которой клиент готов иметь дело. Для расстановки, каким бы методом она ни проводилась, очень важно, чтобы клиент вошел в «правильное состояние». Подробнее я постарался рассказать об этом в статье «Как сформулировать запрос для расстановки?»

Если разговор расстановщика с клиентом удался, то и расстановщик, и клиент оказываются в состоянии своеобразного транса. Между ними возникает некая подсознательная связь: теперь и у клиента, и у расстановщика есть доступ к полю семейной системы клиента. Кроме того, между клиентом и расстановщиком существует согласие относительно темы расстановки и фигур, которые будут поставлены в начальной конфигурации.

Теперь поговорим о фигурках для расстановки.

 

Фигурки для расстановки

Существуют специальные комплекты фигурок или кукол, которые серийно выпускаются для расстановок с предметами… и которые мне категорически не нравятся какой-то своей безликостью и унифицированностью — даже если эти фигурки разноцветные, с подвижными руками и ногами, разного пола, возраста и т. п. Использование одного комплекта фигурок для любой расстановочной ситуации — есть в этом нечто такое, что противоречит моему страстному стремлению к индивидуальному подходу к каждой расстановке. Но это, безусловно, мои личные прибамбасы: я знаю, что многие расстановщики успешно используют в своей работе специальные комплекты фигурок, изготовленные серийно или на заказ.

Но зато меня очаровывает магия поиска и выбора предметов, которые заботливое Существование заранее, тщательно и вдумчиво собрало в данном помещении для данной конкретной и уникальной расстановки. И ведь эти предметы всегда находятся! Коробка из-под аудиокассеты, кофейная чашка, какая-то маленькая шкатулка, степлер, шоколадка, невесть откуда взявшаяся ракушка... и в каждом из предметов по ходу расстановки непременно обнаруживается некая индивидуальная особенность, характерная черта. И эти особенности и черты удивительным образом придают расстановке и открывающейся в ней истории какие-то новые измерения, некую новую глубину понимания, несомненное ощущение того, что все происходящее глубоко неслучайно. И в этом — одна из причин моей любви к расстановкам на фигурках.

Как я уже говорил, хорошо, но необязательно, если у фигурок есть «лицо», то есть, имеется явно обозначенное направление, в котором они смотрят. О том, куда обращен взгляд фигурки, мы договариваемся с клиентом особо. Например, коробка из-под аудиокассеты смотрит в направлении своей лицевой стороны (а вы еще посмотрите, что «случайно» оказалось изображено на этой стороне!). Чайная чашка смотрит в направлении своей ручки и т. д. Даже совершенно ровный камешек тоже начнет куда-то смотреть после того, как вы с клиентом договоритесь о направлении его взгляда…

Пару раз в моей практике глубина нашего совместного с клиентом транса оказывалась такой, что фигурки вообще не потребовались: мы оба просто увидели, что на столе уже стоят образы двух членов системы клиента. И все дальнейшее развитие расстановки происходило как бы в нашем общем с клиентом воображении, но одновременно и в пространстве на поверхности стола. Это было невероятно красиво!

Однако, я не думаю, что такое можно устроить нарочно. Это скорее милость, подарок от Мироздания. А при более обычном варианте развития событий я прошу клиента расставить выбранные нами фигурки — точно так же, как это делается в классической расстановке: молча, очень сосредоточенно и неторопливо, оставаясь в контакте с собой и своей семейной системой.

Замечу еще, что поскольку мы с клиентом к моменту начала расстановки пребываем в общем трансе, то, вообще говоря, совершенно неважно, кто из нас эти фигурки поставит. Но, опять-таки, всегда можно почувствовать, как правильнее поступить в данном конкретном случае.

 

И, наконец, сама расстановка

Итак, фигурки расставлены. Что дальше?

Первое, на что я обращаю внимание, это направление энергетических потоков. Поток энергии поля в расстановке может соединять фигурки, а может и разделять их. Поле может создавать барьеры, притягивать фигурки друг к другу, указывать для них направление движения… или как-то еще… И еще поле может очень отчетливо показывать, кого в этой картине не хватает. Так же, как и в «классической» расстановке с живыми заместителями, в расстановке с фигурками очень быстро становится ясно: на этом месте кто-то стоит.  Конечно, в этом случае мы просто добавляем в расстановку недостающую фигурку. И обычно так же быстро приходит понимание, кто этот человек, и каким должно быть следующее действие.

Как проходит расстановка на фигуркахЧаще всего расстановки на фигурках проходят, так сказать, «в два хода». Начальная конфигурация — как это выглядит сейчас. И в этой же конфигурации уже видна конечная расстановка фигурок — к чему «стремится» поле семейной системы, как оно «хочет», чтобы все выглядело. В этом смысле, у расстановщика, если он находится в контакте с полем, вообще нет никакого выбора. Это похоже на течение ручейка, в который в каком-то месте случайно (или неслучайно) упал камень — и началось наводнение. Работа расстановщика состоит лишь в том, чтобы увидеть этот камень. А еще в том, чтобы позволить себе и клиенту увидеть тот же ручеек без камня. Вот и все. Скажу больше: работа ведущего состоит вовсе не в том, чтобы убирать камни и расчищать русло — это было бы слишком высокомерной позицией по отношению к семейной системе. Просто помочь клиенту каким-то глубоким духовным зрением увидеть то, что хочет проявить система... Для меня суть расстановок именно в этом.

И поэтому очень часто достаточно просто описать клиенту начальную конфигурацию, помогая ему увидеть существующие в ней потоки и связи. Моя практика показывает, что сам клиент в большинстве случаев видит конфигурацию поля в довольно искаженной форме: некоторые вещи он не замечает, а некоторые ощущает в преувеличенном виде. О причинах таких искажений я уже говорил выше — клиент всегда эмоционально вовлечен. Просто потому, что это его родная система, к которой он принадлежит каждой своей клеточкой. А показатель квалификации расстановщика — это максимальная невовлеченность при максимальном присутствии. И эта невовлеченность заключается вовсе не в том, что расстановщик сознательно или бессознательно защищает себя от чужих эмоциональных потоков. Мастерство расстановщика, в идеале, заключается в полном согласии с любыми эмоциями, идущими из клиентской системы, с любыми событиями, которые имели в ней место. Только тогда он может помочь клиенту вступить со всем этим хоть в какой-то контакт. И конечно, это возможно лишь в том случае, если сам расстановщик прошел достаточно долгий и глубокий путь личной трансформации.

Я думаю, что из сказанного стало немного понятнее, насколько расстановка, сделанная клиентом самостоятельно, может отличаться от расстановки, выполненной совместно с опытным ведущим. И я вовсе не призываю ни в коем случае не работать с фигурками самостоятельно. Нет! Конечно, пробуйте! Кое-что вы все равно увидите, почувствуете и поймете — и часто с большой пользой для себя. Но разница, тем не менее, существует, и она очень велика. Именно поэтому опытный расстановщик, если ему самому нужна расстановка с фигурками на важную тему, всегда обратится за ней к другому расстановщику.

Однако вернемся к нашей расстановке. После начальной конфигурации в большинстве случаев можно сразу же выставить итоговое расположение фигурок. И снова можно помочь клиенту увидеть потоки, связи, изменения. Хотя очень часто оказывается, что ему уже все ясно…

Изредка возникает необходимость продемонстрировать клиенту какой-то альтернативный вариант («что будет, если…») — конечно, если это предложение идет из семейной системы.

Иногда бывает очень полезно предложить клиенту сохранить итоговую расстановку на несколько дней, перенеся ее куда-нибудь на подоконник или на книжную полку. И тогда несколько дней спустя клиент может заметить, что изменения в конфигурации фигурок и поля потихоньку продолжаются, и, возможно, ему захочется как-то поменять положение фигурок. Кстати, такая возможность — это довольно серьезный довод в пользу проведения расстановки на фигурках дома у клиента и, что называется, «из материала заказчика».

И конечно же, описанная структуры работы с фигурками вовсе не является «единственно правильной». Каждый случай индивидуален — и существует еще масса способов и методов работы. Главное, чтобы все происходящее было в согласии с семейной системой клиента.

В качестве дополнения предлагаю вам небольшой текст, где сравниваются различные положительные стороны классических расстановок и расстановок на фигурках.