Главы 16 и 17 из книги «Тело, энергия, эмоции. Трансформация через прикосновение»

 

Динамическая медитация

Каждое утро нашего обучающего тренинга по Ошо ребалансингу непременно начиналось с Динамической медитации Ошо. Медитационные техники вообще, а Динамическая медитация — особенно, считались обязательной частью подготовки ребалансеров, и поэтому пропускать их было… ну, мягко говоря, нежелательно. И поэтому в 7:30 мы собирались в зале, кто-то из ведущих произносил несколько вступительных фраз, акцентируя наше внимание на различных аспектах этой техники, а зачем включал музыку…

Динамическая медитация — это, безусловно, «самая активная» из всех активных медитаций, разработанных Ошо. Она длится один час и состоит из пяти стадий. Начало первой, второй и третьей стадии обозначается ударом в гонг. А еще переход от стадии к стадии очень легко различить по тому, как меняется музыка. Кстати, музыка для этой техники была специально создана музыкантами-саньясинами Ошо под его личным и непосредственным руководством.

Интересно, что стадии Динамической медитации Ошо чем-то созвучны «формуле оргазма» Вильгельма Райха. Здесь тоже происходит набор энергии, за которым следует ее взрывное высвобождение. Существенное отличие, впрочем, состоит в том, что на одной из стадий — а именно на четвертой — высвобождаемая энергия не рассеивается, принося расслабление, а вместо этого максимально направляется в осознание.

Итак, давайте рассмотрим все стадии по порядку. Я только предупрежу, что мой рассказ о Динамической медитации местами будет довольно заметно отличаться от «канонического» описания этой техники, которое, при необходимости, можно легко найти в интернете. И это понятно: все-таки с Динамической медитацией я знаком уже 30 лет, и чем дальше, тем больше чувствую ее ценность для тех вещей, которыми я занимаюсь. Поэтому мне было бы странно не поделиться своим личным к ней отношением.

Для этой техники лучше всего подходит удобная свободная одежда. Обычно мы выполняем эту медитацию босиком или в носках. Ну, в крайнем случае, в обуви без каблуков — например, если дело происходит на улице.

Еще один полезный совет состоит в том, чтобы перед началом техники тщательно прочистить нос от соплей. Вы скоро поймете, почему. И, да, бумажные салфетки для этого будут вам предоставлены.

Все стадии Динамической медитации выполняются с закрытыми глазами — чтобы в процессе не рассеивать внимание и энергию, а полностью направлять их внутрь. А также для того, чтобы не «подкармливать» свой очень любопытный сознательный ум, которому, конечно же, будет страшно интересно, что там во время этой техники происходит с остальными участниками. Именно поэтому многие из саньясинов на Динамической медитации используют специальные повязки на глаза — дабы уберечь себя от искушения и соблазна…

Будет здорово, если перед самым началом техники вы проверите состояние своего тела: не заблокированы ли ваши колени, не слишком ли напряжена челюсть... плечи… шея… попа?.. В общем, позвольте расслабиться всем тем частям тела, в напряжении которых сейчас нет необходимости. Встряхните ногами, пошевелите руками… Чем более расслабленным будет ваше тело, тем интенсивнее и интереснее пройдет для вас медитация.

Итак, наконец-то все готовы, каждый участник нашел в зале самое правильное для него место, глаза у всех закрыты… И вот, на аудиозаписи громко звучит гонг, и начинается первая стадия.

 

Первая стадия — «хаотичное дыхание»

Обложка CD с музыкой для Динамической медитации ОшоПервая стадия длится 10 минут. На этой стадии мы просто дышим — но очень, очень особенным образом:

  • Исключительно через нос
  • Максимально интенсивно и глубоко
  • Акцентируя выдох
  • Хаотично
  • Движения таза и рук интенсивно участвуют в дыхании
  • Тело остается расслабленным
  • Присутствует внутренний наблюдатель

«Максимально интенсивное и глубокое дыхание через нос с акцентом на выдохе» означает, что мы на этой стадии делаем очень частые и резкие — и, кстати, довольно шумные — выдохи через нос. Вдохи при этом происходят как бы «сами собой»: о них мы вообще не заботимся, поскольку все наше внимание сосредоточено именно на выдохах. Кстати, есть очень хороший критерий правильной интенсивности дыхания на этой стадии: если вы замечаете, что ваш ум успевает о чем-то думать, то это значит, что вы можете дышать еще интенсивнее.

«Хаотичное дыхание» означает, что вы все время следите за ритмическим рисунком своего дыхания. Точнее, так: как только вы обнаруживаете в своем дыхании хоть какой-то ритмический рисунок, хоть какую-то повторяемость, вы тут же «ломаете» этот ритм, нарушаете эту повторяемость, в результате чего ваше дыхание остается действительно хаотичным и непредсказуемым.

«Интенсивность» и «хаотичность» на этой стадии — это, по сути, две одновременные мощнейшие атаки на ваш сознательный ум, для которого контроль и предсказуемость — важнейшие условия функционирования. И такое «притормаживание» сознательного ума с его внутренними диалогами на первой стадии Динамической медитации очень поможет нам в том, чтобы на следующей стадии соединиться с хаосом эмоций, живущих у нас в теле.

Очень важно, чтобы все ваше тело на первой стадии оставалось расслабленным, но в то же время интенсивно двигалось, участвуя в дыхании. Движения тела, как правило, происходят сами собой — если им не мешать. Обычно больше всего в движениях участвуют руки, интенсивно помогающие дыханию, а также таз, который своими расслабленными и вместе с тем энергичными движениями как будто накачивает наше тело энергией из так называемого «сакрального центра». А расслабление необходимо для того, чтобы эта энергия без помех растекалась бы по всему телу. Ведь мы уже знаем, что любые напряжения в теле блокируют движение энергии.

Можно сказать, что одна из целей первой стадии — наполнить кислородом и биоэнергией буквально каждую клеточку тела, пробудить в нем как можно больше запрятанных эмоций, набрать максимальный энергетический заряд. И одновременно вся эта «бессмысленная» и хаотическая активность приводит в замешательство наше эго, наш сознательный ум. И таким образом этот праздник хаоса и энергии создает прекрасную основу для всех последующих стадий.

 

Вторая стадия — «катарсис»

Эта стадия тоже продолжается 10 минут. Снова звучит гонг — и теперь это сигнал для «взрыва». Вся та эмоциональная энергия, которую нам удалось пробудить и взбаламутить на первой стадии, теперь может быть выражена и выплеснута — звуками, движениями, словами! В точном соответствии с райхианской «формулой оргазма», между прочим…

Итак — «взорвитесь»! Вы можете орать, выть, топать ногами, избивать руками своих воображаемых врагов и друзей, максимально громко высказывать накопившиеся претензии к родителям, детям, начальникам, учителям и воспитателям — как в литературной, так и в матерной формах, шипеть, плеваться, рыдать, биться в конвульсиях, хохотать, стонать, ржать… В общем, вторая стадия может стать для вас уникальной возможностью, чтобы встретиться и познакомиться с теми эмоциями и с теми мощными неукротимыми энергиями, которые в течение долгих лет были заперты у вас в теле.

Единственное ограничение в этой «палате для буйнопомешанных» — не причинять физического вреда себе и не допускать физического контакта с другими «пациентами». Впрочем, участникам это практически всегда удается — несмотря на то, что глаза у всех остаются закрытыми в течение всей техники.

Во время стадии катарсического высвобождения эмоций вы можете дать волю любым вашим чувствам — злобе, ярости, ненависти, боли, разнообразным страхам, агрессии, раздражению, презрению, любви, радости, наслаждению, негодованию… В общем, любой эмоциональной энергии, которая захочет себя проявить и выразить. И тем не менее, на этой стадии поначалу ожидается именно выражение агрессии — во всем разнообразии ее оттенков и проявлений. И для этого имеются, как минимум, две важные причины.

Во-первых, как мы уже знаем, агрессия — это эмоция, соответствующая движению биоэнергии изнутри наружу. А после того, как на первой стадии Динамической медитации мы намеренно создали в теле избыточный энергетический заряд, энергия естественным образом стремится выплеснуться именно наружу, чтобы разрядить скопившееся напряжение. И агрессия оказывается наиболее подходящей формой выражения для этого энергетического выброса.

Во-вторых, агрессия относится к тем эмоциям, которые в нашем цивилизованном обществе принято считать «негативными», «плохими», «недостойными». В подавляющем большинстве случаев прямое и открытое выражение злости порицается, осуждается и запрещается. В результате большинство из нас с раннего детства были вынуждены блокировать движение агрессии в своем теле, удерживая ее внутри с помощью постоянного самоконтроля и хронического напряжения самых разнообразных мышц. Как раз поэтому в любых ситуациях, когда внутренний контроль ослабляется — например, при сильной усталости, при приеме значительной дозы алкоголя или, как в нашем случае, после интенсивного хаотического дыхания на первой стадии — именно агрессия, раздражение, злость с наибольшей вероятностью начнут первыми приходить в движение, обеспечивая эмоциональную разрядку.

Довольно часто люди, начинающие практиковать Динамическую медитацию, задают такой вопрос: «А что мне делать, если на второй стадии я не чувствую никаких эмоций? Если никакая агрессия не приходит?»

Причиной этого может быть, например, сильный, хотя и неосознаваемый запрет на выражение агрессии, почему-то сформировавшийся у человека в детстве. Защитные механизмы психики просто не позволяют сознанию соединиться с «неправильными» чувствами.

Так что же делать, если взрывное высвобождение эмоций на этой стадии «почему-то» не начинается?

Самое простое и вместе с тем эффективное средство заключается в том, чтобы немножко спровоцировать, подтолкнуть этот процесс. Например, вы можете сделать несколько энергичных движений локтями, как будто расталкивая людей в плотной толпе или освобождаясь от чьих-то цепких, не пускающих вас рук. Или нанести несколько резких ударов ногами, пятками отпихивая подползающих к вам со всех сторон зомби… Одновременно с этим можно начать очень эмоционально говорить на каком-нибудь из неизвестных вам языков — этот метод называется «джиббериш». Или же к вам могут прийти на ум какие-то фразы на вашем родном языке, которые тоже очень хорошо будет произнести вслух — даже если они кажутся вам странными. Я бы сказал, особенно если они кажутся странными.

В общем, это как подтолкнуть машину, стоящую на вершине холма: совсем небольшое воздействие — и она покатится вниз сама.

Ну и конечно же, вам может очень помочь тот гвалт, ор и визг, который в этот момент уже наверняка начался вокруг вас. Раз уж вы почему-то оказались в пространстве, где проходит вторая стадия Динамической медитации, у вас, в общем-то, есть только два варианта выбора: либо вы празднуете собственное безумие, давая ему максимум свободы, либо вы собираете в себя чужое безумие. Это, конечно, шутка… в некоторой степени…

Добавлю еще одно замечание, которые кажется мне важным. Очень часто вторую стадию «Динамики» описывают так, как будто на ней мы что-то из себя выбрасываем, от чего-то очищаемся — в общем, избавляемся от какого-то ужасного «негатива». Для меня такое видение этой стадии кажется не особо полезным — и вот почему.

Вы когда-нибудь задумывались, что само ваше стремление «избавляться от негатива» как бы намекает на то, что у вас внутри имеются, по меньшей мере, две части: «хорошая» и «плохая», и что эти части уже многие годы находятся в состоянии непрерывной «гражданской войны»? И теперь вы собираетесь использовать Динамическую медитацию, чтобы в очередной раз поучаствовать в этой войне на стороне «хорошей» части?

Конечно, такое стремление к самосовершенствованию может быть невероятно соблазнительным и привлекательным для вашего духовного эго. Но лично мне очень жалко тратить ресурсы на это вечное сражение с самим собой. И одновременно мне бывает ужасно интересно побольше узнать про мою «плохую» часть. Каковы ее намерения? Для чего она живет у меня внутри? Почему она прячется? В чем состоит ее миссия? Откуда у нее столько энергии, чтобы много лет противостоять всем моим попыткам от нее избавиться?

Иными словами, для меня сейчас правильнее не «избавляться», а «познакомиться», не «воевать», а «подружиться», не «выбрасывать», а «праздновать». И кстати, тот же самый подход мы применяем и в ребалансинге: от шизофрении — к интеграции, от разделения — к целостности.

И поэтому на второй стадии «Динамики» попробуйте дать волю всем тем энергиям и чувствам, которые вы считали (или продолжаете считать) «плохими», «негативными», «неправильными». Позвольте им заявить о себе, рассказать вам нечто неожиданное и очень важное! Отпразднуйте их! Вдруг это станет началом прекрасной дружбы?

И на всякий случай я уточню: речь здесь не обязательно идет именно об агрессии. Людоед Шрек в одноименном мультфильме как-то сказал ослику: «Людоеды похожи на луковицу: у них есть слои». Под слоем вашей злости может обнаружиться страх, под ним — нежность и уязвимость, а под ними — кто знает? — может скрываться и внезапная, беспричинная радость… Поэтому станьте исследователем, соединитесь со своим беспристрастным, но очень внимательным внутренним наблюдателем — и позвольте проявляться всему, что придет к вам на этой стадии. Празднуйте все ваши уникальные качества! У вас будет на это целых десять минут!

А затем вновь раздастся звук гонга, и начнется третья стадия.

 

Третья стадия — «прыжки со звуком "Ху!"»

Во время всей этой стадии, которая тоже длится 10 минут, мы непрерывно и безостановочно прыгаем, приземляясь на плоские стопы. При каждом ударе стоп об пол сотрясение передается через кости ног в область таза, пробуждая расположенный там «сексуальный центр». И одновременно с каждым ударом стоп мы громко произносим звук «Ху!», подбирая высоту этого звука так, чтобы он тоже резонировал с сексуальным центром. Это ощущается так, что звуками «Ху! Ху! Ху!» мы непрерывно ударяем в этот центр, помогая ему проснуться и активизироваться. Руки на этой стадии все время остаются поднятыми вертикально вверх.

С точки зрения райхианской «формулы оргазма», на этой стадии начинается второй цикл набора энергии. «Энергетические резервуары», более или менее опустошенные в результате «катарсического праздника» на предыдущей стадии, теперь могут заполниться свежей биоэнергией, поступающей непосредственно из пробуждающегося сексуального центра. Причем, у третьей стадии есть две очень ценных особенности: во-первых, в ней максимально активизируется поток энергии от земли в таз через активно работающие ноги. Согласно учению Райха, это обеспечивает максимальное заземление тела — качество, которое очень ценно для духовных искателей, некоторые из которых очень склонны, что называется, «вылетать из тела в астрал».

Для меня самое удивительное в третьей стадии — это то, насколько искаженно она понимается огромной частью саньясинов, насколько упускают суть этой прекрасной стадии многие из тех, кто практикует Динамическую медитацию. А знаете, почему? Почему эта стадия считается самой трудной, «мазохистской», мучительной и нелюбимой? Потому что именно здесь мы напрямую сталкиваемся с гипнозом нашего эго, с гипнозом внедренных в наш ум внешних программ.

Здесь действуют одновременно два фактора. Прежде всего, как следует из учения Вильгельма Райха, у каждого из нас имеется собственный «мышечный панцирь» — система хронических мышечных напряжений, не позволяющая телу пропускать через себя сильные потоки энергии и действующая как своеобразный «предохранитель».

У этого панциря есть интересная особенность: он очень внимательно следит за «допустимым» уровнем энергии, протекающей через тело, и при возрастании ее потока начинает еще сильнее сжимать и напрягать мышцы, чтобы этот поток уменьшить. Кстати, именно это свойство панциря мы используем в ребалансинге, чтобы выявить в теле те места, где поток энергии блокируется особенно ощутимо.

Соответственно, во время третьей стадии Динамической медитации, которая намеренно создана так, чтобы максимально усилить энергетический поток, мышечный панцирь начинает, так сказать, стараться изо всех сил, пытаясь организовать мышечные зажимы или хотя бы неприятные ощущения в прыгающих ногах, поднятых вверх руках, интенсивно работающих диафрагме и межреберных мышцах.

Кстати, вы знаете, почему на этой стадии предлагается держать руки поднятыми вверх? Вовсе не для того, чтобы сделать вам сложнее и хуже. Это делается для того, чтобы помочь раскрыться диафрагме и грудной клетке — и тем самым еще больше усилить энергетический поток через тело. И конечно же, ваши «предохранители» этого не потерпят. Они будут очень стараться заставить вас «опустить руки» — как в прямом, так и в переносном смыслах.

И тут мы переходим ко второму, еще более интересному фактору — «гипнозу ума».

На помощь телесным «предохранителям», старательно пытающимся уменьшить поток энергии путем спазмирования мышц тела, приходят некоторые из подсознательных программ, которым почему-то тоже важно, чтобы ваше тело не становилось бы слишком уж энергичным. И чтобы заставить тело прекратить набирать энергию, они начнут вас гипнотизировать: будут формировать у вас внутри соответствующие мысли и состояния.

Например, такие мысли: «Чувствуешь, как трудно? Ощущаешь, как сильно бьется сердце? Ощущаешь эту нестерпимую боль в плечевых суставах? Чувствуешь, как сбивается дыхание? Как легким не хватает воздуха? Как все твое тело протестует и отказывается участвовать в этом нелепом бессмысленном цирке? А ведь ты подпрыгнул всего-то десять раз! Неужели ты думаешь, что сможешь пропрыгать все десять минут? Это же просто невозможно! Человек не может прыгать десять минут непрерывно: это за пределами человеческих возможностей! А ведь ты мог бы сейчас лежать в теплой уютной постельке! И вообще, зачем тебе все это? Ты же не мазохист? И кстати, как насчет инфаркта? Не жалеешь ты свое бедное уставшее сердечко… И что это там в боку закололо?.. Остановись, отдышись, передохни! Чувствуешь, как болят икры? Сейчас их, наверное, схватит судорога… И кстати, эти прыжки наверняка вредны для твоих больных коленей… Тебе действительно это нужно?.. Остановись, безумец!..»

Почему я называю это «гипнозом»? Потому что это не просто слова и фразы. Это ощущения, мысли и состояния, которые очень многие люди принимают за свои собственные. Фактически, ваше подсознание начинает создавать и транслировать вам особую субъективную реальность. А это и есть гипноз. Точнее, самогипноз.

Почему я называю этот гипноз «гипнозом ума»? А это такая традиция в саньясе Ошо. Всю сознательную и подсознательную деятельность ума, все эти концепции, убеждения, умозаключения и прочее саньясины часто называют просто «умом» или «эго». В отличие от чистого, пустого сознания, свободного от любого контента — состояния внутреннего свидетельствования.

Вообще говоря, абсолютно любая медитационная техника — это создание ситуаций, в которых «внутренний свидетель», он же «чистое осознание», получает некие дополнительные возможности наблюдать то, что происходит во внутреннем мире медитирующего. Но, наверное, ни в одной из известных мне техник эта встреча свидетеля с внутренними телесными и ментальными процессами не происходит настолько явно и отчетливо, как на третьей стадии «Динамики». И результаты этой встречи могут быть очень, очень разными.

Очень часто на этой стадии подсознательные программы одерживают над медитирующим легкую, незаметную и непринужденную победу — особенно когда речь идет о начинающих духовных искателях, делающих лишь первые шаги в установлении контакта с «внутренним свидетелем». Обычно такой человек даже не успевает заметить, что именно с ним произошло и каким именно образом внутренние процессы убедили его остановиться и прекратить прыгать. Это случилось как бы «само собой». Возможно, через полминуты новичок даже решит продолжить «упражнение» и попробует сделать еще несколько прыжков… а потом еще несколько… Но ведь известно, что чайник невозможно вскипятить, если раз за разом нагревать его лишь до 60 градусов…

Еще один типичный вариант развития событий, когда медитирующий решает «сжать зубы» и выполнить третью стадию «несмотря ни на что». Он, например, может начать терпеть — иными словами, постарается максимально отрезать себя от любых ощущений в теле и сосредоточиться на волевом усилии: «продолжать прыгать, несмотря ни на что». Да, если цель заключается лишь в том, чтобы «просто пропрыгать» эту стадию, этот вариант может сработать. Однако главное, для чего служит эта техника — контакт с «внутренним наблюдателем», при этом гарантированно потеряется. Вместо повышения осознанности, вся эта суровая борьба с собственным телом, полная страданий, мучений и аскезы, приведет к прямо противоположному результату: укреплению привычки отрезать себя от тела. Но зато она поможет немного подкачать ваше эго, которое, как известно, просто обожает сложные задачи.

Впрочем, существует еще один вариант, который позволяет выполнить третью стадию Динамической медитации легко, с удовольствием, с набором энергии и практически без усилий. Он основан на том, что в трансовых методах называется «присоединением». Иными словами, речь снова идет об осознанном отказе от борьбы со своими подсознательными программами.

Начнем с легкого «разгипнотизирования», которое лучше всего проделать еще до начала Динамической медитации. Во-первых, давайте убедимся, что прыгать — легко. Не стоит верить мне на слово: вы можете убедиться в этом на собственном опыте. Если взять резиновый мячик и уронить его на твердую поверхность, он начнет прыгать. Очень легко и естественно, всегда с одной и той же, своей собственной, самой удобной для него частотой. Правда, каждый следующий прыжок мячика будет чуть ниже. Это происходит из-за небольших потерь энергии на неупругую деформацию при ударах об пол. Если бы мячик мог эти потери компенсировать, он бы прыгал вечно. Легко и непринужденно.

Ваша костно-мышечная система тоже может быть упругой. Она тоже легко может найти свою собственную резонансную частоту, свой собственный темп прыжков — этот темп как раз и характерен тем, что усилия при его использовании становятся минимальными. Прыжки происходят как бы «сами собой». Попробуйте! Станьте мячиком! И, в отличие от мячика, вы-то как раз можете компенсировать потери при ударах — а значит, можете прыгать очень, очень долго, причем почти без усилий. С удовольствием.

Разберемся теперь с руками. Если ваши поднятые над головой руки будут действительно вертикальны и выпрямлены, вы обнаружите, что они могут найти в плечевых суставах вполне комфортное и расслабленное положение — для поддержания их в этом положении почти не потребуется мышечных усилий.

Вот, в общем-то, и все. Вы готовы к третьей стадии «Динамики». Вы готовы к встрече с «гипнозом ума».

Поэтому в этот раз мы не будем ни терпеть, ни сражаться. Наше состояние на этой стадии — живой интерес к тому, как устроены наши «предохранители» и программы, как именно они функционируют, как именно они пытаются нам помочь. Мы не спорим, а скорее соглашаемся с тем, что говорят нам программы и «предохранители», присоединяемся к их энергии. Они же пытаются сделать для нас что-то очень важное! И если мы не пытаемся с ними бороться, у нас появляется шанс понять их позитивное намерение — и даже искренне поблагодарить их за это.

Но при этом мы просто продолжаем прыгать. Легко, энергично и с удовольствием. Не останавливаясь ни на секунду, чтобы не тормозить поток энергии. Со звуками «Ху! Ху! Ху!», которые могут быть тем громче, чем больше вы позволите расслабиться своему горлу.

На самом деле, «присоединение» к своим программам — это очень тонкая и творческая техника. Каждый раз она может реализоваться новым, уникальным способом. И она, безусловно, стоит того, чтобы ей научиться!

Возможно, вы даже останетесь немного разочарованы тем, насколько быстро пролетели эти десять минут — настолько телу может понравиться это беззаботное прыгание, это пробуждение новой энергии и этот постепенно открывающиеся вам механизмы подсознательных программ. Однако в какой-то момент голос Ошо на аудиозаписи громко скажет: «Стоп!» Так начинается четвертая стадия Динамической медитации.

 

Четвертая стадия — «Стоп!»

Продолжительность этой стадии 15 минут. По команде «Стоп!» мы мгновенно замираем, полностью прекращая какую бы то ни было внешнюю и внутреннюю деятельность. Вся та энергия, что в течение предыдущего получаса бушевала внутри и снаружи, теперь целиком направляется внутрь, в центр, в осознание.

Эта стадия наиболее тонкая и глубокая, поэтому здесь почти невозможно давать практические рекомендации. С кем-то может случиться так, что резкий переход от максимальной активности к полной пассивности приведет к мгновенной остановке сознательного ума и полному соединению с «внутренним свидетелем». Для кого-то это станет возможностью всем телом и всем своим существом ощутить вкус и блаженство внутренней тишины. На этой стадии нет возможности что-либо сделать намеренно. Все, что мы могли сделать, мы уже сделали на первых трех стадиях. А теперь какие-то важные вещи могут просто случиться сами. Или не случиться.

Для меня четвертая стадия — это очень глубокое обучение безмолвию, центрированию и свидетельствованию. Причем это обучение происходит на уровнях, гораздо более глубоких, чем уровень сознательного ума: на уровне тела, на уровне подсознания, на уровне существа…

Сознательный ум при этом остается как бы совершенно не у дел и, конечно же, начинает скучать. А внутренний наблюдатель, как обычно, просто бесстрастно наблюдает. Наблюдает движение ваших мыслей. По-прежнему наблюдает тонкий гипноз ваших внутренних программ, которым, возможно, будет очень важно помешать вашей медитации. Наблюдает, как капельки пота стекают по коже. Наблюдает движение грудной клетки при дыхании, а также любые другие движения вашего тела, если они вдруг захотят произойти сами собой. Наблюдает звук вашего сердца, да и вообще любые звуки — как внутри, так и снаружи. Интересно, что внешние звуки иногда могут еще больше подчеркнуть и усилить глубину внутреннего безмолвия…

Что важно на этой стадии? Для меня очень важно сохранять внешнюю тишину: не кашлять, не издавать звуков. Считайте это вашим вкладом в общее безмолвие, вашим подарком для всей группы.

Еще важно, как и на предыдущей стадии, максимально отказаться от «терпеть» и «бороться». Наблюдение, согласие и внутреннее присоединение ко всему, что происходит.

А через какое-то время зазвучит мягкая музыка: это начало последней, пятой стадии Динамической медитации.

 

Пятая стадия — «танец»

Эта стадия тоже продолжается 15 минут. Здесь можно просто отпустить свое тело и позволить ему двигаться вместе с музыкой, плавно переходя от наблюдения и свидетельствования в безмолвии и неподвижности к наблюдению и свидетельствованию в движении и в танце. Просто позвольте энергии, которая на предыдущей стадии была сосредоточена у вас в центре, распространиться по всему телу. Пусть энергия танцует сама!

Теоретически, на этой стадии уже можно открыть глаза, но тогда лучше оставить взгляд расфокусированным, ни на чем его не сосредотачивая и ни за что им не цепляясь — пусть он лишь помогает вам не сталкиваться со стенами и с другими участниками, если в танце вашему телу вдруг захочется перемещаться по залу. Или вы можете оставить глаза закрытыми, чтобы, танцуя, не терять связь со своим центром.

Возможно, для кого-то этот танец в итоге превратится в переход от медитации к празднованию, в символ прекрасного начала нового прекрасного дня. Как бы то ни было, в какой-то момент музыка затихнет, и это означает, что Динамическая медитация Ошо завершилась и что нас уже ждут душ, завтрак, а потом и другие интересные занятия.