Инструктаж перед погружением

Знаете, что может случиться с человеком, который посвятил семейным и системным расстановкам больше двадцати лет, провел более сотни расстановочных групп и, соответственно, больше тысячи расстановок? А вот что: в какой-то момент он начинает понимать, что в начале группы или семинара бывает необходимо передать участникам некоторый объем важной информации. И речь при этом снова и снова идет об одних и тех же вещах — не то, чтобы одинаковыми словами, но почти всегда — примерно об одном и том же. А раз так, не пора ли записать все эти вещи в виде одного текста? Именно его вы сейчас и читаете.

 

Конфиденциальность

Итак, всем доброе утро! Меня зовут Зака, и я буду вести эту двухдневную группу по системным расстановкам. Мне очень хотелось бы, чтобы в этой группе мы все обращались друг к другу на «ты». Потому что некоторые вещи в расстановках при общении на «вы» становятся просто невозможными.

Мне очень хочется верить, что все участники внимательно ознакомились с Правилами нашей группы. Я, тем не менее, время от времени буду напоминать вам об отдельных важных пунктах этих правил. Самый главный из них — конфиденциальность. Это правило звучит примерно так: «Никто из присутствующих, включая меня, не имеет права рассказывать за пределами этого зала что-либо о других участниках группы — будь то информация, которой те поделились с группой, или что-то, что вы увидели, наблюдая за их расстановкой, или нечто, пришедшее к вам, когда вы были в роли заместителя». Лучше всего — вообще не упоминать о других участниках.

Единственное, что вы можете рассказывать — это о том, что вы увидели, узнали и почувствовали в расстановке вашей собственной системы. Стоит ли это делать, и если да, то в каких случаях — это отдельный и очень интересный вопрос. Возможно, мы обсудим его позже.

Итак, если вы поняли это правило и готовы его соблюдать, пожалуйста, поднимите руку. Спасибо!

 

«Нет необходимости все это понимать»

В этой группе мы будем устанавливать связь с разными системами. Чаще всего — с семейными, но иногда — и с некоторыми другими. Поэтому начну с того, что никто на самом деле не знает, что такое семейные системы — как, почему и зачем они действуют. Но практический опыт показывает — и сегодня у всех нас будет возможность в этом убедиться — что с системами можно взаимодействовать. И это взаимодействие часто приводит к очень ощутимым изменениям в жизни.

Многим поначалу бывает очень трудно привыкнуть, что такое взаимодействие происходит не на уровне сознательного ума. Ведь мы же привыкли пытаться все понимать, правда? Так вот, в случае расстановок интеллектуальное понимание не является необходимым. Более того, усиленные попытки изо всех сил понять, что именно происходит в расстановке, проанализировать ее, «расставить все по полочкам», будут скорее затруднять ваш контакт с семейной системой. Ведь взаимодействие с ней происходит главным образом на уровне «телесного разума» (именно его Фрейд называл «подсознанием»), а также на уровне так называемого «полевого разума» (который Карл Юнг называл «коллективным бессознательным»).

Помню, когда я учился расстановкам в коммуне Ошо в Индии, наш ведущий, Бертольд Ульсамер, за время тренинга, наверное, раз пятнадцать повторил: «Главное, запомните: нет никакой необходимости все это понимать». А Штефан Хаузнер обычно формулирует ту же мысль еще более провокационно: «Расстановщик, который понимает, что он делает — это не расстановщик, а шарлатан».

И, да, я отлично понимаю, насколько трудным, почти невозможным, может показаться отказ от интеллектуального понимания. Тем не менее, его можно практиковать, и со временем этому можно научиться.

 

Тело — главный инструмент

Как же тогда мы общаемся с семейными системами? Главный наш инструмент — тело. Удивительным образом, движение семейных систем передается нам напрямую — прежде всего, в виде самых разных эмоций и телесных ощущений — например, ощущения необходимости каких-то движений, ощущений чьего-то присутствия в расстановочном поле, ощущения связи… Или могут приходить «картинки», или прямое знание каких-то фактов, или какие-то фразы, которые «хотят» быть произнесенными…

И вот что интересно: чтобы чувствовать все эти вещи, совершенно необязательно быть какими-то «сверхчувствительными экстрасенсами». Информация, которую, передает семейная система, очень ощутима. Достаточно просто сместить внимание из мыслей в голове к ощущениям в теле.

Для того, чтобы в процессе группы поддерживать состояние контакта с телом, мы будем использовать самые разные методы. Прежде всего, это танец — наверное, самый древний способ соединения со своим телом и восстановления свободного потока энергии и эмоций. Кроме этого, у нас в группе будут различные техники активной медитации — например, «Ошо Кундалини медитация» или «Суфийское дыхание по чакрам». Активные медитации и танец прекрасно помогают интегрировать на телесном уровне все, что происходит в группе, и при этом оставаться в состоянии чувствительности и восприимчивости. Еще мы будем использовать элементы генеративного транса, о которых я скажу позже.

 

Три способа участия

В процессе этой группы вы можете находиться в одном из трех состояний: клиент, заместитель и наблюдатель.

Клиентом становится участник, который чувствует, что для него именно сейчас наступил самый правильный момент встретиться со своей семейной системой, увидеть, ощутить и узнать те важные вещи, которые эта система готова проявить. Если такой момент наступил, участник просто поднимает руку, чтобы я мог его заметить, почувствовать, насколько я сейчас с ним в резонансе, и пригласить на клиентское место.

Заместитель — это, пожалуй, самая важная роль в группе. Заместителями становятся те, кто соглашается на какое-то время предоставить свое сознание и тело в распоряжение семейной системы клиента — и таким образом дать ей возможность рассказать нечто очень важное, нечто такое, что эта семейная система во что бы то ни стало хочет проявить. Быть заместителем в расстановке — это, наверное, самый прекрасный и захватывающий опыт в расстановочной практике. Инсайты, ощущения, телесное и подсознательное понимание и опыт, которые получают заместители, часто влияют на их жизнь более эффективно, чем то, что открывает в своей расстановке клиент.

Наблюдателями становятся все остальные участники — те, кому в данной расстановке не выпала роль клиента или заместителей. И обратите внимание, что наблюдатель — тоже весьма важная роль. Непонятно почему, но семейным системам очень важно разворачивать свои истории именно перед зрителями. Причем, это не те зрители, которые в процессе расстановки скучают, зевают или «ждут своей очереди». Также это не те зрители, которые впадают в шок и отключаются от происходящего, не будучи в силах выдержать того, что происходит в расстановочном поле. И это даже не те зрители, которые сочувствуют, «держат кулачки», «посылают лучи любви» — все это просто другой способ не выдерживать происходящего. Правильное состояние наблюдателя — это спокойное, центрированное открытое безоценочное присутствие. Его еще называют осознанным или медитативным присутствием.

Кстати, именно поэтому я считаю системные расстановки одной из самых мощных медитационных техник: потому, что сильные энергетические поля семейных систем равным образом и подталкивают к углублению состояния медитации, и эффективно это состояние поддерживают. И, с другой стороны, без центрированности и открытости находиться в пространстве расстановочной группы бывает очень непросто, почти невозможно.

 

Что важно знать заместителям?

Самое главное: если вас выбирают заместителем, вы можете отказаться. В любой момент, без объяснения причин. Просто потому, что если вы будете участвовать в расстановке, не ощущая, что для вас это правильно, вы с большой долей вероятности не сможете почувствовать какие-то очень важные вещи. В результате мы в расстановке можем пропустить что-то очень важное. Это, наверное, самая неудачная услуга, которую вы можете оказать группе и клиенту — участвовать в расстановке вопреки своему желанию. Поэтому отказывайтесь в любой момент! Расстановка от этого только выиграет.

Второе, что очень важно для заместителя — отказ от любой внутренней цензуры. Иногда заместители боятся сообщать о своих ощущениях, потому что считают их «неправильными». Например, если дочь чувствует сексуальное влечение к отцу. Или мать ощущает ненависть и презрение к сыну… Разве можно говорить такое? Однако если заместитель умолчит об этом, расстановка не сможет проявить что-то очень-очень важное и, возможно, просто зайдет в тупик. А потому — отключайте цензуру!

Но вместе с тем, не беспокойтесь, что вы можете чего-то не почувствовать. Дело в том, что у каждого заместителя есть свой набор фильтров восприятия — какие-то вещи и темы он чувствует особенно остро, а другие — не может почувствовать вообще. И это — то, что случается почти в любой расстановке. И именно поэтому заместительствование в расстановках — это прекрасное упражнение, помогающее расширить свои восприятие, чувствительность и способность пропускать через себя самые разные чувства и энергии. Иными словами — прекрасная и глубокая медитационная техника. А у ведущего расстановки есть достаточно методов проверить качество работы заместителя и скорректировать особенности его восприятия.

Остальные инструкции я дам заместителям непосредственно в момент начала расстановки.

 

Центрированность и присутствие

Почему не все расстановки приводят к изменениям в жизни? Мне нравится говорить об этом с точки зрения теории генеративного транса. Согласно этой теории, существуют два состояния. Одно из них — состояние, способствующее изменениям. Его обычно называют «позитивным трансом» или «состоянием, порождающим изменения». Второе — состояние, блокирующее любые изменения. Его можно назвать «негативным трансом» или «состоянием шока». С этими состояниями мы очень подробно работаем в моих трансовых группах. А в нашей расстановочной группе мы попробуем использовать их отдельные элементы. Прежде всего, это центрированность и открытость.

Чтобы расстановки смогли вас затронуть и трансформировать, очень важно оставаться в процессе группы в центрированном и открытом состоянии. Что такое центрированное состояние? Это о том, что ваше внимание должно быть сосредоточено не в голове, не на мыслях и анализе происходящего, а ниже, в теле. Лучше всего центрироваться в животе — в пространстве, которое находится внутри живота, ниже пупка.

Существует множество практик центрирования, как новых, так и очень древних. Например, вы можете представлять, как с каждым выдохом ваше внимание «стекает» из головы вниз, вдоль позвоночника в живот.

Что такое открытое состояние? Это как будто вы мысленно раскрываетесь к происходящему — будь то разговор ведущего с клиентом, слова других участников группы или сам процесс расстановки. Открытость — это очень пассивное состояние. Вы не взаимодействуете с расстановкой, не пытаетесь ей помочь, не пытаетесь от нее защититься. Вы «просто» впускаете ее в себя, позволяете ей подействовать на вас.

Открытость — это состояние чрезвычайно высокой чувствительности, поэтому сохранять его поначалу бывает очень непросто. Вместе с открытостью к вам будут приходить самые разные нежелательные и отвергаемые эмоции — страхи, боль, агрессия… И эти чувства с большой вероятностью очень быстро заставят вас вернуться в привычное «закрытое» состояние, центрированное в уме. Тем не менее, открытости, как и центрированности, можно учиться. Эти состояния можно практиковать, и расстановочная группа — это, пожалуй, наилучшее место для такой практики.

 

Стоит ли делать свою расстановку?

Я глубоко убежден, что участвовать в расстановочной группе в качестве клиента, или, как это называют, «делать свою расстановку», следует как можно реже. Почему? Во-первых, то, что вы обращаетесь к семейной системе лишь по очень особым случаям, есть проявление вашего огромного уважения к этой неведомой силе. А ведь в расстановках главная движущая сила — это именно уважение. Ваше уважение к семейной системе, ко всем ее членам и их судьбе — именно это в конечном счете приводит вас к внутренней трансформации, а вашу жизнь — к желаемым изменениям.

Во-вторых, процесс изменений, запущенный расстановкой, может разворачиваться очень медленно. В этом смысле, сделанная расстановка похожа на семечко, помещенное в землю. Сколько времени понадобится семени, чтобы пустить корни, когда появятся первые побеги и, наконец, расцветут первые цветы — никто не может сказать вам этого заранее. Иногда изменения происходят мгновенно, а иногда этот процесс занимает недели, месяцы, и продолжается даже годы спустя. И очень важно ему не мешать: не выкапывать семечко из земли, чтобы посмотреть, как оно растет.

В-третьих, тема расстановки тоже должна созреть. Я много раз замечал, насколько отличаются расстановки для опытных участников расстановочных групп — какой-то особой глубиной, простотой и точностью. Видимо, это происходит потому, что большой опыт присутствия при «чужих» расстановках и, тем более, участие в них в качестве заместителя, очень сильно сонастраивает человека с его собственной семейной системой. И эта глубокая подсознательная сонастроенность очень ощутимо сказывается, когда приходит время для «своей» расстановки.

И в-четвертых — касательно «чужих» расстановок. Я не перестаю удивляться тому, что в каждую расстановочную группу всегда собираются люди, связанные некоторым внутренним резонансом, общими темами. И благодаря этому резонансу и общей связи, люди часто получают из «чужих» расстановок гораздо больше, чем из своей собственной. Для меня это очень похоже на то, что говорил Ошо: «Никакой человек не остров; все мы составляем в глубине один огромный материк. Может быть, на поверхности вы похожи на острова — множество островов — но в глубине океана вы встречаетесь. Вы часть земли, часть одного материка».

А еще при «чужой» расстановке легче сохранять центрированность и открытость. Ведь она же «чужая» и поэтому нестрашная. От нее нет необходимости защищаться… У нее больше шансов застать вас врасплох и проникнуть очень глубоко.

 

Правильное состояние

Для того, чтобы расстановка случилась, решающее значение имеет состояние, в котором находится клиент. Расстановка не получится, если клиент сосредоточен в своем уме и отрезан от чувств — в этом случае мы просто не сможем установить контакт с его семейной системой. С другой стороны, когда вас захлестывают чувства, вы тоже теряете контакт со своим центром. И тогда ваша расстановка — если я вдруг соглашусь ее провести — будет полезна для всех, кроме вас самих. Поэтому правильное состояние для расстановки — это те самые центрированность и открытость, о которых мы говорили раньше. Это некая спокойная уверенность в том, что сейчас для вас самое правильное время встретиться со своей семейной системой и узнать, что именно она стремится проявить.

И если вы чувствуете, что такой момент настал, просто поднимите руку и держите ее достаточно долго, чтобы я мог вас заметить, почувствовать резонанс с вашим состоянием и пригласить вас занять клиентское место.

Дальше я начну задавать вам вопросы. Их основная цель — усилить и углубить ваш контакт с семейной системой и одновременно помочь вам сохранить состояние центрированности и открытости. Если это у нас получится, мы начнем расстановку.

 

С «запросом» или без него?

Мне очень часто приходится слышать от участников групп, что «для расстановки нужен запрос», причем очень конкретный и точно сформулированный. Как ни странно, я категорически с этим не согласен. Мне очень нравятся слова Берта Хеллингера: «Описание проблемы, которое дает клиент, всегда неправильное. Потому что правильное описание — это уже решение проблемы». А Штефан Хаузнер говорит об этом так: «В истории, рассказываемой клиентом, всегда есть что-то гипнотизирующее. Поэтому постарайтесь составить свое представление о клиенте до того, как он начнет гипнотизировать вас своей проблемой».

По моему опыту, для расстановки прежде всего нужно состояние сильного желания изменений и готовности к ним. Именно эта решимость, наполненная энергией, дает клиенту право обратиться к своей семейной системе. И дело тут не в формулировке «запроса», а именно в энергии и решимости. Часто такая решимость происходит из боли и страданий: «Хочу, чтобы было как угодно, но не так, как сейчас». Или эта решимость возникает из глубокого осознания своей жизненной ситуации: «Я чувствую, что застрял и не могу выбраться». Но повторю еще раз: дело не в том, как вы это формулируете. Дело в вашем состоянии.

Именно поэтому я провожу только двухдневные или трехдневные группы. Бывает очень трогательно наблюдать, как за два дня пребывания в сильном поле семейных систем «запрос», с которым участник пришел в группу, меняется три или четыре раза, постепенно становясь все более глубоким, точным и резонирующим — и расстановка становится возможной!

Почему формулировка «запроса» не нужна и не важна? Потому что, установив контакт с семейной системой, мы все равно будем следовать тому, что она проявит. Это очень похоже на известную фразу: «Впрочем, не моя воля, но Твоя да будет». Для меня расстановки — это следование Большему, способ ощутить его действие и, по возможности, прийти с ним в согласие. И это согласие может дать вам свободу, которой окажется более чем достаточно для счастливой и наполненной жизни.

Есть ли у вас вопросы? Если нет, сделаем небольшой перерыв, а затем приступим к работе.