Краткое содержание:
Откуда берутся метафоры?
- Спонтанно
- Придумываются
- Заимствуются: книги, притчи, сказки, анекдоты, другие терапевты…
- Подсказываются клиентом
- Конструируются
- Из собственной жизни
Конструирование метафоры
Актуальное состояние + ресурсы = желаемый результат
- Актуальное состояние: проблемы, симптомы, потребности, желания, цели
- Создание аналогии: в сюжете должны быть эмоции актуального состояния. Сюжет должен быть эмоционально значимым.
- Развитие сюжета
- Кризис: нужен для того, чтобы клиент захотел воспользоваться ресурсами (мотивация «от»)
- Решение: ресурсы, идея, стратегия, прямые внушения
- Желаемый результат (мотивация «к»)
Виды метафор
- Терапевтическая история (сказка)
- Символы
- Притчи, параболы
- Метафора, адаптированная к проблеме
- Мой друг Джо (метод кавычек)
- Метафоры изменений
- Метафоры обучения
Эффективность метафор
Чтобы подействовать на уровне бессознательного разума, метафора должна пройти через фильтры сознания и подсознания помощника и клиента.
1. На уровне сознания помощника (экологичность):
- Наличие цели
- Адаптирована к клиенту
- Стратегия изменений
- Уважительная
- Осмысленная
2. На уровне сознания клиента:
- Новизна
- Красота, шарм
- Уважение
- Утилизация
- Ясность, приятность (на языке клиента)
Рефрейминг – смена рамки контекста или смысла действия. Выход за пределы, устанавливыемые привычным самогипнозом клиента.